Статистика капитального строительства
Стройки и строители
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделкаРафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца делла Сеньятура»Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца д'Элиодоро»Фантазии Маурица ЭшераБитва архангела Михаила с сатаной. Европейская живопись и русская иконаКондитерские столы из нержавеющей сталиО деревянных лестницах в современном стилеОт ремонта до ремонтаНеобходимый кондиционерХудожественная ковка в городе и на загородном участкеУборка офисов
|
Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца д'Элиодоро»
Второй комнатой, которую расписывал Рафаэль в Ватиканском дворце, была «Станца д'Элиодоро», названная так по имени Гелиодора (Элиодора, Илиодора), действующего лица фрески «Изгнание Гелиодора». В художественном отношении на оформление «Станца д'Элиодоро» повлияло знакомство Рафаэля с росписями потолка Сикстинской капеллы, сделанными Микеланджело, которые Рафаэлю показал Браманте в отсутствие Микеланджело в Риме после ссоры с папой Юлием II.
Это обстроительство дало повод Микеланджело ядовито заметить, что все монументальное искусство Рафаэля создано под его влиянием, что, конечно, не соответствует действительности. Если в «Станца д'Элиодоро» это влияние действительно заметно, то в самых первых росписях «Станца делла Сеньятура» в полной мере видна самостоятельность Рафаэля. Трудно представить среди выдающихся монументальных произведений что-либо более противоположное по мироощущению, чем росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело и фрески «Станца делла Сеньятура». Контрастны не только приемы исполнения, мировоззрения, но и темпераменты, отношение к людям.
Гиганты, созданные Микеланджело, говорят о недостижимом для человека величии и моши духа и тела, о могущественных силах природы, несоизмеримости праотцев человечества, пророков и сивилл, с окружающим художника миром и людьми. Образы Рафаэля соразмерны людям, их величие человечно, они, как греческие боги, во всем похожи на людей, но отличаются лишь бесстрашием. Художник сближает прекрасный мир античности и восседающих на облаках апостолов во главе с Христом, Богоматерью и Иоанном с современным миром, высказывая тем самым светлую гуманистическую мечту о гармонии физических и духовных сил, земного и небесного, науки и веры, искусства и справедливости.
Рафаэль. Изгнание Гелиодора
Фреска Станцы д'Элиодоро.
1514.
Много выдумки, композиционного мастерства проявил Рафаэль, расписывая небольшую комнату со сводчатыми потолками, со стенами, прорезанными окнами и дверьми в углах помещения. Проем окна кажется естественным возвышением для Парнасской горы, где расположился Аполлон в кругу поэтов. Верхняя кромка дверного проема оформлена как перила, на которые опирается один из участников диспута о таинстве причастия. Своды потолка «Станца делла Сеньятура» повторяются в живописных сводах Храма науки, под которыми собрались мудрецы древнего мира. И все самые неудобные места комнаты, которую расписывал Рафаэль, с таким изяществом и непринужденностью обыграны в композициях фресок, что кажется, не будь этих смещенных от центра оконных и дверных проемов, их нужно было бы специально создать.
Масштабы изображенных даны в соразмерности с фигурами людей, находящихся в зале. От этого фрески становятся еще более близки зрителю, который естественно и непринужденно становится участником запечатленного события. А когда современники Рафаэля узнавали на фресках своих друзей и знакомых, то эффект присутствия еще более усиливался. И можно понять очарование, произведенное художником на папу и его приближенных, многие из которых могли увидеть себя в самом выгодном виде.
Если в «Станца делла Сеньятура» Рафаэль представил, по существу, светские сюжеты, включая и трактовку фрески «Диспут», то в «Станца д'Элиодоро» были выбраны библейские и исторические темы. Здесь Рафаэль также проявил необыкновенное мастерство и изобретательность. В отличие от росписи «Станца делла Сеньятура», здесь все построено на контрастах и противопоставлениях движение фигур одного плана или части композиции уравновешивается устойчивостью других фигур и частей, в колорите постоянно сопоставляются светлые и темные тона, в постановке и взаимодействии персонажей больше движения и действия.
Рафаэль. Освобождение апостола Петра из темницы.
Фреска Станцы д'Элиодоро.
1514.
7,15 х 4,75 м.
Наиболее интересна фреска «Освобождение апостола Петра из темницы». Центральная часть показывает уснувших стражников, держащих цепи, которыми закован Петр, прислонившийся к стене камеры. А в темноте подземелья, в самом центре композиции, написана сияющая фигура ангела в золоте расходящихся лучей, который склонился над Петром и хочет поднять его и вывести из темницы. Казалось бы, перед нами жизнеутверждающий сюжет, окончательная победа добра над злом, света над тьмой, правды над ложью. Однако ослепительное торжество заключено в жесткий переплет решетки, которая закрывает композицию от края и до края, и мы видим золотого ангела сквозь угрюмые черные прутья. Что это? Дань точности передачи места действия или один из искусных композиционных приемов, на которые был так изобретателен Рафаэль?
Решетка, написанная в центре фрески, отделила нас от ангела, и даже тогда, когда мы переводим взгляд направо — на освобожденного Петра, идущего мимо спящих стражников вместе со своим избавителем, даже тогда у нас не пропадает ощущение некоторой угнетенности от созерцания солнцеподобного ангела, видного за ячейками мрачной решетки. Не заключил ли сам Рафаэль мечту своей молодости и жизни о «золотом веке» в эту железную клетку? Вопрос, на который трудно ответить однозначно, но его поставил перед нами сам Рафаэль в своем искусстве.
М. Лебедянский, доктор искусствоведения
Приглашаем на сайт Семь золотых рыбок. Живопись, скультура, декоративно-прикладные направления искусства представлены в разделе "Творчество".
Информационные статьи о различных происведениях искусства, признанных и малоизвестных мастерах прошлого, секреты художественных приёмов в живописи и графике
будут интересны как начинающим искусствоведам и художникам, так и широкому кругу читателей.
Следующая страница: Фантазии Маурица Эшера
|