Статистика капитального строительства
Стройки и строители
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделкаРафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца делла Сеньятура»Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца д'Элиодоро»Фантазии Маурица ЭшераБитва архангела Михаила с сатаной. Европейская живопись и русская иконаКондитерские столы из нержавеющей сталиО деревянных лестницах в современном стилеОт ремонта до ремонтаНеобходимый кондиционерХудожественная ковка в городе и на загородном участкеУборка офисов
|
Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца делла Сеньятура»
У русского царя в чертогах есть палата
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистью свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокий.
(А.Пушкин. «Полководец».Отрывок)
Этот отрывок стихотворения А. С. Пушкина вполне можно отнести и к росписям Рафаэля, который «своею кистию свободной и широкой» создал на стенах Ватиканских станц (в переводе на русский комнат) бесценные произведения искусства.
С именем Рафаэля связаны росписи трех комнат Ватиканского дворца: «Станца делла Сеньятура» (1508 — 1511), «Станца д'Элиодоро» (1511 1514), «Станца дель Инчендио» (1515 — 1517). Но участие самого Рафаэля в этих росписях неодинаково. По мере роста его славы, которая как раз и была в первую очередь связана с этими росписями, количество заказов на различные художественные работы так увеличивалось, что с течением времени росписи стали делать ученики и помощники по его эскизам или под его наблюдением. Что же касается ватиканских фресок, то «Станца делла Сеньятура» расписывал сам мастер, «Станца д'Элиодоро»— Рафаэль и ученики. Третью комнату — «Станца дель Инчендио» расписывали в основном ученики.
Нам точно неизвестно предназначение «Станца делла Сеньятура». Существуют предположения, что комната могла служить местом cкрепления подписями и печатями папских распоряжений, помещением для послов или заседаний папского трибунала. Ученые расходятся во мнениях по этому поводу, однако в настоящее время посетители музеев Ватикана могут видеть прославленные фрески.
Первую роспись Рафаэль сделал на богословскую тему «Диспут». Композиция фрески симметрична, но фигуры, ее составляющие, живо нарисованы находятся во взаимодействии между собой. Два длинных ряда персонажей от одного до другого ряда разделяют церковь на земле, и церковь на небе. Бог-отец, Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель на фоне золотого сияния составляют центральную часть композиции. Рядом расположились христианские святые, восседающие на облаках, в массе которых мы видим фигурки херувимов — любимый прием Рафаэля, заметный и в других произведениях, включая «Сикстинскую мадонну».
Рафаэль. Диспут.
Станца делла Сеньятура.
1508 — 1511.
Триумф христианской религии на небесах поддержан рассказом о церкви, борющейся на земле. Изображение занимает всю нижнюю часть фрески, где на ступенчатом мраморном пьедестале стоит алтарь, а по обе стороны размещены группы отцов церкви, священников и простых христиан. Изображая эти фигуры, Рафаэль достигособой свободы в обрисовке поз и внешности героев, представив их в разнообразных ракурсах и многоцветных одеждах.
Лица исторические и современники художника принимают участие в богословском диспуте: умершие папы, монах-еретик Савонарола, казненный на костре, великий поэт Данте, известный живописец фра Беато Анджелико и множество простолюдинов. В левой части фрески Рафаэль написал пейзажный мотив со строящимся зданием, перекликающийся с идеей утверждения христианской религии.
Успех фрески «Диспут» в глазах папы и его приближенных придал художнику уверенность в своем таланте и силах, и Рафаэль взялся расписывать противоположную стену «Станца делла Сеньятура» на тему «Философия» (фреска известна и под названием «Афинская школа»). Воображение Рафаэля представило зрителям просторный и величественный храм, под сводами которого присутствуют великие ученые и философы древности.
Рафаэль. Философия (Афинская школа).
Станца делла Сеньятура.
Живая сцена общения мудрецов, вокруг которых толпятся последователи и ученики, полна мимолетных наблюдений и точных характеристик. Расположившийся на ступенях Диоген и строгий Зенон, жестикулирующий Сократ и погруженный в книгу Пифагор искусно размещены в живописном пространстве. Их позы, выражающие яркую индивидуальность, естественно согласуются со строгой симметрией композиции. В центре Платон и Аристотель, символизирующий своими жестами основы постижения мироздания: Платон указывает Аристотелю на небо, подчеркивая духовную сущность происходящего в мире, а Аристотель простер свою руку над землей, утверждая материальную основу всех вещей.
Многие ученые древности похожи на современников Рафаэля. Знаменитые философы прошлого нашли среди них своих последователей, и этот союз наполнил близкий Рафаэлю мир созидательной творческой энергией во имя духовной свободы и познания Вселенной.
Восхищенный папа Юлий II, увидев фреску, а также начатый раньше «Диспут», повелел уничтожить все, сделанное в этих комнатах ранее, и повелел одному Рафаэлю выполнить все росписи. Художник, однако, сберег работы предшественников и сохранил их частью на своем месте или в копиях, сделанных по его распоряжению.
Рафаэль. Парнас.
Станца делла Сеньятура.
Третья известная фреска этой комнаты — «Парнас», посвященная теме «Искусство». Рафаэль написал на стене, прорезанной оконным проемом, вершину горы Парнас, где разместился покровитель искусств Аполлон в окружении девяти муз, освящающих различные виды искусства, существовавшие в Древней Греции: Каллиопа (эпическая поэзия), Эвтерпа (лирическая поэзия), Клио (история), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия), Полигимния (гимническая поэзия), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец) и Урания (астрономия).
Аполлон сидит у Кастальского ключа — по преданию, источника поэтического вдохновения — и увлеченно играет на виоле, распространенном во времена Возрождения музыкальном инструменте, заменившем в руках бога традиционную лиру или более позднюю кифару, с которой изображали Аполлона древние художники и скульпторы. Вершину Парнаса венчают стройные лавровые деревья на фоне облачного голубого неба. Вокруг Аполлона с музами Рафаэль изобразил знаменитых греческих и римских поэтов, поместив их в прославленном кругу, и своих более близких современников, где рядом с Гомером, Вергилием, Горацием, Анакреоном стоят Данте, Петрарка, Боккаччо, Ариосто и даже Микеланджело, выступающий здесь как автор поэтических циклов. Среди всех этих великолепных фигур выделяется Сапфо, внимательно прислушивающаяся к стоящим рядом с ней поэтам, и кажется, что в эти минуты рождаются в ее душе пронзительные стихи.
М. Лебедянский, доктор искусствоведения
Классическая европейская живопись и мировое художественное творчество представлены на сайте клуба Хоупфиш. Рубрика Скрипки и свитки содержит статьи и заметки по
различным аспектам художественного творчества, а также образования и развития. Живопись, графика, скульптура, архитектура, а также литература, театр и музыка - все
подвластные музам стороны приобщения к прекрасному и эмоциональному - представлены в заметках как профессиональных искусствоведов и критиков, так и независимых авторов,
выражающих субъективную точку зрения без флёра выспренности и отсылок к конъюнктуре.
Следующая страница: Рафаэль. Росписи Ватиканского дворца. «Станца д'Элиодоро»
|