Статистика капитального строительства
Стройки и строителиПокровская церковь Вытегорского погостаРостовский кремльХрам Христа СпасителяЗамок ТренчинПражская ЛоретаПражская Лорета. История строительстваПражская Лорета. Фасад и музыкаПражская Лорета. Святая хижинаПражская Лорета. КапеллыПражская Лорета. Костел Рождества ГосподнеПражская Лорета. СокровищницаПражская Лорета. Некоторые сокровищаСтроительство Сент-Готтардского тоннеляЭйфелева башня - символ ПарижаТеатр на стеклянных колоннах
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделка
|
Пражская Лорета. Фасад и музыка
Фасад Лореты является делом рук выдающихся архитекторов чешского барокко Криштофа Динценхофера и его сына Килиана Игнаца. Фундамент был основан 24 мая 1721 года. Первоначальный план строительства был разработан, видимо, Криштофом Динценхофером, после его смерти стройку принял в свои руки в 1721 году младший Динценхофер, который окончил её осенью 1724 года.
Отец и сын Динценхофер стояли перед сложной задачей объединить новым фасадом весь комплекс сооружений, которые постепенно нарастали в предшествующие годы, постоянно изменяя свой облик. Удачное разрешение этого задания привело к архитектурному дорешению пространства Лоретанской площади, относящейся к прославленным местам пражского барокко. Строителями фасада были Филип князь Лобковиц, герцог Заганьский и его супруга Элеонора Каролина, альянсовый герб которых, выполненный из красного мрамора скульптором Е. Б. Колом, находится над главным входным порталом. Скульптор Кол, видимо, является также автором некоторых скульптурных работ на лоретанском фасаде (св. Феликс из Канталиции перед Мадонной на северном углу, св. Иоганн Непомуцки на южном углу Лореты, а также, видимо, скульптуры св. Франциска и Антония по сторонах главного входа); остальные скульптуры являются делом рук неизвестных мастеров. Однако, здесь не исключено также участие скульптора Е. М. Брюдерле.
Под руководством Килиана Игнаца Динценхофера было построено входное преддворье Лореты. Песчаниковые скульптуры ангелочков, украшающих баллюстраду и придающих всему преддворью интимный, почти в стиле рококо, вид, тесал скульптор Ондр жей Феликс Киттайнер. Первоначальные скульптуры с 1725 — 26 были уже сильно разрушены (некоторые из них были уничтожены артиллеристской стрельбой в 1757 году) и постепенно заменялись копиями.
Часовая музыка
Доминирующей в лоретанском комплексе является башня, четырехгранная в нижней части и переходящая в верхних двух этажах в восьмибокую форму, законченную луковичным куполом с открытой люкарной. В башне, помимо часов, находится часовая музыка, приобретенная в 1694 году богатым малостранским купцом Эбергардом из Гляухена в Голландии. Звонковая музыка была заказана у амстердамского городского звонаря и мастера пушечного литья Клауди Фреми. Фреми поставил в 1694 году 30 колокольчиков, общий вес которых составлял 3000 либер (1 либра — 0,513 кг).
Торжественное освящение колоколов состоялось в 1695 году при участии высшего чешского дворянства, духовенства и благотворителей Лореты. Устройство звонковой музыки было приведено в действие пражским часовщиком Петром Нейманом. Устройство управляется как при помощи сложного механизма, приводимого в действие часовой машиной, так и клавиатурой, находящейся в специальном помещении башни.
На устройстве звонковой музыки можно исполнять сочинения, имеющие диапазон двух октав. Игровой механизм представляет собой, в принципе, металлический валик с зубцами, приводимыми в движение тягами к звонковым молоточкам и имеет несколько песенных вариаций. Сегодня — каждый целый час — исполняется песня «Тысячу раз приветствуем тебя». Впервые звонковая часовая музыка прозвучала 15 августа 1695 года.
Ян Дивиш, канд. ист. наук
Следующая страница: Пражская Лорета. Святая хижина
|