Пражская Лорета. История строительства
Лоретанская площадь — в настоящее время составная часть Градчан — первоначально находилась уже за пределами крепостных стен средневековой Праги. Сам крепостной город, основанный в 1320 году бургграфом пражского града Хинеком Беркой из Дубе, был окружен стенами, проходящими через теперешнюю улицу «У касарен» и делящими наполовину Лоретанскую улицу воротами в местах крутой лестницы, которая соединяет Лоретанскую улицу с Увозом. Император Карл IV в 1360 году значительно расширил территорию города Градчаны, когда новыми укреплениями присоединил к тогдашнему городку Новый свет на север и Погоржелец на запад от Лореты.
Расцвет Градчан был прерван гуситскими волнениями, когда в 1420 году был сожжен не только Страгов, но и весь Погоржелец. Еще в 1500 году на месте сегодняшней Лореты новым поселенцам продавались покинутые и сожженные развалины домов. Иной решающей датой для города Градчаны был 1541 год, когда крупный пожар расширившийся с Малой Стороны — уничтожил на Градчанах 42 дома, главным образом, в Лоретанской улице и на Погоржелеце.
Тогда город начал заполняться дворянскими дворцами, так как пожарища, в основном, дома мелких мещан, скупались дворянством на строительство дорогих поместий. Напомним лишь Шварценбергский дворец (сейчас Военный музей), возникший на месте семи домов, а на противоположной стороне Гражданской площади — дворец Гриспека (сейчас дворец архиепископа), для которого потребовалась территория восьми сожженных домов. В строительном комплексе теперешнего Чернинского дворца находились две улицы мещанских и дворянских домов.
Основание Лореты относится к началу того периода истории, который чехи метко назвали «периодом темноты». Спустя несколько лет после победы габсбургского антиреформаторского войска над чешским протестанским войском сопротивления в битве на Белой горе (1620 год), которая была не только сигналом для начала Тридцатилетней войны, но и роковым поворотом в чешской народной истории, возникает место паломничества Лорета, предназначенное для распространения антиреформаторский идеологии.
Культ Лореты начинает проникать из Италии в остальные страны Европы уже с половины пятнадцатого века, будучи связанным с библейской легендой о Святой хижине в Назарете, в которой перед девой Марией предстал архангел Гавриил, пророча ей будущее рождение сына-Христа. Легенда тринадцатого века о чудодейственном перенесении хижины из Назарета в Италию, во имя спасения от «безбожников», была благодарным сюжетом для экзальтированной фантазии человека эпохи барокко, нашедшим отклик во всем тогдашнем католическом мире.
После победы Гагсбургов на Белой горе настал благоприятный момент для основания Лорет и в чешских землях, население которых, в основном, принадлежало к некатолическому вероисповедованию. Потребность в действенном центре, предназначенном для распространения католической идеологии, настоятельно ощущалась в особенности в Праге - столице Чешского королевства.
Лорета стала, таким образом, одним из важнейших центров антиреформаторской идеологии и католической пропаганды, будучи в то же время строительной жемчужиной Праги, наполненной важнейшими памятниками художественных ремесел и свидетельством широты чешской барочной архитектуры и живописи.
Градчанская Лорета не была первой на территории Чехии. К сожалению, лишь литературное свидетельство доносит до нас сведение о первой капелле в Чехии, посвященной культу Девы Марии Лоретанской. Она была построена в 1584 году Христофором мл. из Лобковиц в Горбовском Тыне как память о своем путешествии в Италию. Капелла перестала существовать перед 1800 годом, никогда не достигнув известности капелл, построенных после битвы на Белой горе.
Пражская Лорета была основана в 1626 году Бенигной Екатериной из Лобковиц, представительницей могущественного чешского феодального рода. Непосредственным импульсом к решению Бенигны Екатерины основать пражскую Лорету была Святая хижина оломоуцкого епископа кардинала Дитрихштейна в Микулове на Моравии, которую княгиня видела при своем визите. Бенигна Екатерина поручила строительство капеллы итальянскому зодчему Джованни Баттисти Орси из Комо, окончившему стройку в 1631 году, когда 25 марта она была освящена. После окончания строительства, однако, стены еще не были декорированы богатым лепным рельефом и свободными пластиками, а живописью и сграффито, как об это сообщают куцые и неточные архивные документы.
Прага. Лорета
Лишь в 1664 году, снова на средства женского члена семьи Лобковиц, было приступленно к лепному оформлению стен по итальянскому образцу. Копирование итальянского оригинала было постепенно поручено трем мастерам лепного дела, бывшими итальянцами по происхождению: Джиакомо Агосто, Джиованни Б. Коломбо и Джиованни Б. Комети. Лишь третий из числа названных мастеров работал согласно представлениям донатора — Елизаветы Аполлонии Коловратовой, рожд. Лобковицовой, так что делом его рук являются не только три стены Святой Хижины, но и ремонт четвертой стены напротив главного входа, работы на которой были начаты Г. Агосто и Г. Б. Коломбо.
Жестоко отразилась на Градчанах Тридцатилетняя война. В конце войны во всем гражданском городке жило лишь тридцать поселенцев. Новый план дали городу барочные городские стены, строительство которых началось в 1650 году и которые переместили стенной ров вплоть до сегодняшней улицы Кеплера. В семнадцатом веке с территории Лоретанской площади исчезла большая часть мещанских домов – со строительством Чернинского дворца (1669 — 1694). Длительное время после сооружения Чернинского дворца площадь оставалась запущенной, высокие насыпи земли из фундамента дворца почти засыпали Лорету. Многочисленные жалобы и споры заставили графа Чернила принять хотя бы частичные меры, однако, должное оформление площади было проведено лишь в наше время.
Еще дважды Лорета и её окрестности пострадали от военных событий. В 1741 — 1742 годы Прага осаждалась и была оккупирована французским войском, а в 1757 году шесть недель осаждал Прагу Фридрих Прусский. Сегодня об этих событиях напоминают артиллерийские снаряды в стенах капуцинского монастыря и Лореты.
В девятнадцатом веке, в 1851 году, Чернинский дворец был превращен в казарму, а Лоретанская площадь в военный учебный плац. Это положение продолжалось до 1924 года, когда архитектором Павлом Янаком было начато грандиозное оформление не только Чернинского дворца, но и всей Лоретанской площади. Оформление — оконченное в 1938 году — представляет собой образцовый пример мастёрского подхода современного архитектора к барочному интерьеру Лоретанской площади.
Ян Дивиш, канд. ист. наук
Сайт Семь цветов радуги представляет серии
публикаций по культуре, искусству, философии. Исторические коллизии и их осмысление, приключения произведений живописи и декоративного творчества, мудрые заметки о жизни - и всё это под весёлой заставки из сияющей радуги.
Следующая страница: Пражская Лорета. Фасад и музыка
|