Статистика капитального строительства
Стройки и строителиПокровская церковь Вытегорского погостаРостовский кремльХрам Христа СпасителяЗамок ТренчинПражская ЛоретаПражская Лорета. История строительстваПражская Лорета. Фасад и музыкаПражская Лорета. Святая хижинаПражская Лорета. КапеллыПражская Лорета. Костел Рождества ГосподнеПражская Лорета. СокровищницаПражская Лорета. Некоторые сокровищаСтроительство Сент-Готтардского тоннеляЭйфелева башня - символ ПарижаТеатр на стеклянных колоннах
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделка
|
Пражская Лорета. Капеллы.
Первоначально галерея, окаймляющая двор Лоретты, была без капелл. Многочисленные завещания и дары позволили построить капеллы, богато обставленные и содержащие некоторые выдающиеся произведения чешского барокко.
Капелла святой Анны
Капелла св. Анны (в северо-западном углу галереи) была построена в 1687. Главный алтарь капеллы является первоначальным, относящимся к 1688 году. Купол святыни был перестроен Криштофом Динценхофером в 1717 году и лишь в 1750 — 51 годах был покрыт фреской Шеффлера, изображающей «жертвоприношение Девы Марии». Алтарь, находящийся рядом и посвященный св. Лаврентию, был построен на средства одной малостранской горожанки. Алтарная картина неизвестного автора, представляющая великомученника св. Лаврентия, была выполнена, видимо, в 1709 году, когда алтарь был окончен и освящен. На стене капеллы находится портрет св. Клары, автора которого до сих пор определить не удалось.
Капелла святого Франциска Серафимского
Капелла св. Франциска Серафимского (в северной стороне галереи) была построена в 1717 году Криштофом Динценхофером. Бело-золотой главный алтарь является делом рук пражского резчика и скульптора Матея Вахлава Якла (1655 — 1738). Овальная картина главного алтаря написана известным чешским барочным художником Петром Брандлом (1668 — 1735), запечатлевшим здесь драматический момент в жизни святого, которому посвящена капелла Стигматизации св. Франциска. Речь идет о необычном произведении барочного реализма, далекого по своей здоровой чувственности и драматической композиции от желаемой экзальтированности и театральности среднего уровня творчества той эпохи. Фреска купола изображает св. Франциска, возносящимся на огненной колеснице в облачные высоты. Об авторе этой фрески, к сожалению, нет никаких сведений. Семь небольших картин, изображающих сцены из жизни св. Франциска, подвешено на стенах капеллы. Автор этих картин не известен.
Капелла святого Иосифа
Капелла св. Иосифа (в северо-восточном углу галереи) была основана в 1691 году и освящена еще в том же году. Главный алтарь с изображением Святого Семейства основала на свои средства графиня Ева Людмила Коловратова. По сторонам алтаря находятся скульптуры св. Вацлава и св. Людмилы. Св. Феликс — член капуцинского ордена — изображен вместе с Христосом-младенцем и Д. Марией на втором алтаре. Оформление капеллы дополнено изображениями св. Валентина и св. Валбурга. Фреска, изображающая двенадцатилетнего Христа в храме с евангелистами, покрывает свод капеллы. Автор этой прекрасной барочной работы до сего времени не был определен.
Капелла святого Креста
Капелла св. Креста (в юго-восточном углу галереи) была построена как капелла св. Иосифа в 1691 году. В следующем году был сооружен внутренний алтарь с изображением чистилища. К 1735 году относится второй алтарь этой капеллы. Автор алтарной картины, представляющей св. Фиделя, святого из капуцинского ордена, не известен. Скульптура сбичеванного Христа, предназначенная первоначально для капеллы Д. Марии Скорбной, была изготовлена в 1686 году. На куполе капеллы мы снова встречаемся с произведением мастера фрески Шеффлера, изобразившего св. Дисмаса под защитой Д. Марии. Фреска была окончена в 1750 году.
Капелла святого Антония Падуянского
Капелла св. Антония Падуянского (в южной стороне галереи) была построена в период 1710 до 1712 годов при участии зодчего Криштофа Динценхофера. В оформлении этой капеллы снова принимал участие выдающийся пражский скульптор и резчик М. В. Якел, которые поставил для капеллы алтарь; картина алтаря с изображением св. Антония Падуянслого несена двумя ангелами. Алтарная картина является произведением Себастьяна Зайлера (умер в 1713 году). Алтарь был освящен в мае 1715 года. живопись на своде изображает чудеса св. Антония и относится также к тому периоду, когда было сделано остальное оформление святыни. О дате возникновения говорят четыре хронограммные надписи на своде. Четыре ангельские фигурки в нишах относятся к мастерской скульптора М. В. Якла, автора главного алтаря капеллы.
Капелла Марии Скорбной
Капелла Д. Марии Скорбной (в юго-западном углу галереи) была построена в 1685-1686 зодах и предназначена для скульптуры Д. Марии Скорбной, подаренной Лорете Вацлавом Ринколини, императорским управляющим конюшен. Скульптура находится на главном алтаре, чернь и золото которого относят основание алтаря к дате строительного окончания капеллы. Групповая статуя однако, заслуживает больше внимание, чем то, которое ей посвящают посетители Лореты, так как речь идет о произведении, относящемся к предгуситскому периоду. Несмотря на многочисленные, проведенные в последующие годы изменения, её возникновение можно отнести к концу XIV или, скорее, началу XV века. Над Пьетой находится изображение св. Марии Магдалины.
Основное внимание посетителей занимает боковой алтарь, относящийся к тридцатым годам XVIII века, посвященный св. Старосте, испанской великомученице. Как рассказывает легенда, она отказывалась выйти замуж на язычника, вопреки желанию отца, поэтому обратилась с просьбой к Богу защитить её от этого брака. Бог внял её просьбе — у св. Старосте за ночь выросла борода. Отец, также язычник, приказал дочь распять. Культ св. Старосты, пришедший в Чехию из Испании, ощущается в чешской среде как нечто чужеродное и не получил, таким образом, в чешских землях большого распространения.
Живописное оформление капеллы Д. Марии Скорбной относится к произведением уже упомянутого художника Ф. А. Шеффлера. Речь идет о фреске на куполе, изображающей погребение Христа и ангелов, несущих изображения орудий мучений Христа, на уголках свода.
Ян Дивиш, канд. ист. наук
Приглашаем на сайт о строительных технологиях и материалах прошлого и будущего: Плитка и камень. Знаменитые постройки и архитектура прошлого дают старт новым идеям и новым творческим замыслам.
Следующая страница: Пражская Лорета. Костел Рождества Господне
|