Статистика капитального строительства
Стройки и строителиПокровская церковь Вытегорского погостаРостовский кремльХрам Христа СпасителяЗамок ТренчинПражская ЛоретаПражская Лорета. История строительстваПражская Лорета. Фасад и музыкаПражская Лорета. Святая хижинаПражская Лорета. КапеллыПражская Лорета. Костел Рождества ГосподнеПражская Лорета. СокровищницаПражская Лорета. Некоторые сокровищаСтроительство Сент-Готтардского тоннеляЭйфелева башня - символ ПарижаТеатр на стеклянных колоннах
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделка
|
Пражская Лорета. Костел Рождества Господне.
В центре восточной стороны первого этажа галереи, где сегодня находится костел Рождества Господне, стояла первоначально ниша для алтаря, перестроенная в 1718 году в капеллу. Для следующей перестройки капеллы в костел был призван Криштоф Динценхофер, однако, перестройка была окончена лишь в 1723 году его сыном Килианом Игнацом. Последняя, окончательная перестройка и расширение костела Рожества Господне были проведены пражским зодчим Яном Йиржим Айхбауэром в 1734 — 1737 годах.
Интерьер костела, освященный 7 июня 1737 года, относится к одному из очаровательнейших барочных помещений Праги, захватывающих зрителя чистотой стиля и гармоническим соответствием всех декоративных элементов. Доминирующим в ясном пространстве костела является главный алтарь, заказанный и поставленный в 1737 году тирольскими мастерами по мрамору, с картиной, приписываемой выдающемуся чешскому художнику Яну Йиржи Хайнтшу (1647 до 1717), который сделал копию известной картины Рафаэля «Рождество Господне».
Боковые алтари по сторонам алтаря главного были построены мастерами по мрамору одновременно с главным алтарем. Алтари являются, в сущности, монументальными реликвиариямиодин из них с мощами св. Фелициссима, второй — с мощами св. Марции. Мощи этих испанских святых, являющиеся, собственно, целыми их скелетами, одеты в костюмы испанского дворянина и дворянки того времени. Таким образом, в наших руках находится интересный документ об испанской барочной моде. Черепа святых прикрыты восковыми масками.
При проведении переделок строящегося сооружения быстрее всего проводились плотничьи работы. За 1736 год староместский плотник Вацлав Унмут представляет счет на общую сумму 623 золотых. Помимо ремонта окон и скамей, видимо, из первоначального оборудования капеллы, плотник поставил четыре новые скамьи для костела, два ораторных балкона из липового дерева и два боковых алтаря, каждый за 100 золотых. Речь идет об алтарях св. Аполлонии и св. Агаты. На этих боковых алтарях в нефе костела выделяются их алтарные картины, изображающие святых с атрибутами их мук. Они являются произведениями художника Антонина Керна (1710 1747), выполненными в 1737 году, ученика венецианского мастера Лоренцо Росси, как об этом свидетельствует иллюзионистический стиль тонкого колорита и впечатляющего выражения его картин.
Особого внимания заслуживает орган костела. Первоначальный инструмент, дело рук пражского органного мастера Л. Шпигла, выполненный в 1717 1718 годах, при проведении окончательной переделки костела был перестроен в 1734-1738 годах руками Я. Гелвига, органного мастера из Кроликов в Чехии. Корпус органа привлекает внимание, прежде всего, своими резными украшениями и группами ангелочков, играющими на музыкальных инструментах того времени. Совершенство гармонии архитектуры органа с интерьером костела и, в особенности, с росписью потолка, является ярким свидетельством высокого ремесленного мастерства и художественного чутья чешских органных мастеров.
Живопись в оформлении костела Рождество Господне привлекает внимание, прежде всего, фреской Вацлава Вавржинеца Райнера (1689 до 1743), расположенной ближе всего к главному алтарю. Она представляет собой результат свободной живописной формы и проясненного колорита под влиянием венецианского иллюзионизма, проявляющегося в его произведениях с двадцатых лет XVII века. В отличии от остальных лоретанских капелл, где оформление фресками не выходит за рамки среднего уровня, преследующего цель всего лишь внешней атрактивности, оформление костела выделяется по многим сторонам. Вацлав Вавржинец Райнер наиболее резко выделяется и превышает своих современников. Динамичность и взлетность, характеризуют его искусство, по знавшее Венецию и впитавшее фламандские импульсы. Согласно сохранившимся архивным документам, Райнер был автором также первоначальной фрески в капелле Рождество Господне, исчезнувшей после перестройки в тридцатых годах XVIII века.
Сегодняшная фреска изображает Жертвоприношение Иисуса в храме. Художественной ценности произведения Райнера не достигают остальные фрески свода, выполненные Яном Адамом Шёпфом (1702 1772), бывшим в 1740 — 1742 годах руководителем пражского цеха художников. В центральном поле свода находится фреска Поклонение волхвов с изображениями по углам евангелистов, где в композиции преобладает фигуративный мотив. Последнее поле над хорами занято изображением Рождества Господне. Для этой работы типичен острый, несколько неестественный колорит, находящийся в резком контрасте с тонкостью цветовых оттенков произведения Вацлава Вавржинеца Райнера.
Скульптурное оформление костела Рождество Господне не является, естественно, делом рук одного мастера. Тем не менее, преобладающая часть работ относится к скульптурным произведениям Матиаша Шёрхерра (1701 1743), из мастерской которого вышли скульптурные украшения главного алтаря, скульптурные работы на обоих боковых алтарях с мощами испанских великомученников Фелиссима и Марции, оформление кафедры и скульптуры на консолях по сторонах обоих ораторных балконов (св. Елизавета, Захариас, Иоанн Креститель и Анна). Прелестные ангелочки с атрибутами мук святых на боковых алтарях св. Агаты и св. Аполлонии являются произведениями скульптора Рихарда Прахнера, выполненными в 1738 году.
Ян Дивиш, канд. ист. наук
Методы и технологии защиты старинных интерьеров и музейных ценностей от пожара и иных напастей представлены на сайте Безопасный дом.
Следующая страница: Пражская Лорета. Сокровищница
|