Капитальное строительство
Капитальное строительство
Статистика строительства Стройки и строители Экстерьер, фасад, ландшафт Интерьер, декор, отделка

Статистика капитального строительства Стройки и строителиПокровская церковь Вытегорского погостаРостовский кремльХрам Христа СпасителяЗамок ТренчинПражская ЛоретаПражская Лорета. История строительстваПражская Лорета. Фасад и музыкаПражская Лорета. Святая хижинаПражская Лорета. КапеллыПражская Лорета. Костел Рождества ГосподнеПражская Лорета. СокровищницаПражская Лорета. Некоторые сокровищаСтроительство Сент-Готтардского тоннеляЭйфелева башня - символ ПарижаТеатр на стеклянных колоннах Экстерьер, фасад, ландшафт Интерьер, декор, отделка

Пражская Лорета. Святая хижина

Через портал главного фасада мы попадаем на двор, где находится Святая хижина, собственно идейный и строительный центр всей Лореты. Подобно многим иным сооружением этого типа в различных городах Чехии и Европы, Священная хижина была построена по образцу известной «Санта каса» в Лорето в Италии. Так как эта итальянская хижина была, согласно легенде, жилищем Святого семейства, ей поклонялись как реликвии, а ящичком для неё — реликвиарием — стала архитектура Браманта в стиле Возрождения. Её стены из белого мрамора, начиная с 1514 года постепенно покрывались декоративными рельефами и скульптурами различных итальянских скульпторов под руководством Андре Сансови (Контуччи), определившего, видимо, окончательное распределение и очередность скульптур и рельефов.

Лепное оформление стен Святой хижины приближает нам программу декодирования итальянской Санта каса, однако, остается далеко за ней в художественном уровне. Наружные стены капеллы расчленены полуколоннами и коринфскими капителями; между ними в нишах находятся статуи библейских пророков, языческих прорицательниц Сибилл, а также рельефы, изображающие сцены из жизни Девы Марии. На восточной стороне хижины, обращенной к костелу, стоит обратить внимание на рельеф припоминающий легенду о чудодейственном перенесении домика. Под Святой хижиной находится склеп семьи Лобковицов — основоположников Лореты.

Пражская Лорета.

Внутри лоретанской хижины находятся настенные картины из жизни девы Марии, выполненные в 1795 году малостранским художником Франтишеком Кунцом. Цикл мариинской легенды не представлен здесь полностью. Фрагментальность настенной живописи снова имитирует итальянский образец, подавая при этом изображаемые события в понятной чешскому зрителю форме. В темном интерьере капеллы выделяется скульптура Д. Марии Лоретанской, вырезанная из липового дерева и вправленная в серебряную раму; рама создает своего рода венец окрыленных ангельских головок, выполненных как чеканка по серебряному листу по две-три головки и прикрепленных к деревянному каркасу рамы.

Вокруг исходят серебряные лучи, чередуя свои ровные и волнистые края. Внизу на раме проведена чеканка общего герба семей Тилле и Коловраток с надписью на немецком языке «Элизабет Аполлония Графиня фон Коловрат, урожденная графиня фон Тилли» и дата — 1671 год. Согласно вычеканным обозначениям, серебряная рам является делом рук пражского золотых дел мастера Марека Хрбека, жившего на Малой Стороне, который относился в свое время к лучшим представителям пражского ювелирного ремесла, создававшим свои работы из золота и серебра. Ниша с находящейся в ней статуей Д. Марии, отделена от остального пространства капеллы серебряной решеткой и дарохранительницей, вычеканенной из серебряного листа скорее всего в 1684 году.

Общий вес серебряных украшений хижины более 100 либер. В капелле находятся также, будучи замурованными в кладку под расшивку швов, две балки и кирпич, относящиеся якобы, к первоначальному лоретанскому домику.

Двор Лореты со всех четырех сторон замкнут двухэтажными портиками. Часть первого этажа портиков, служившая в качестве пристанища паломников, была начата в 1634 году. И здесь стройка была поручена итальянскому зодчему Г. Б. Орси, Андре Аллиа (начиная с 1644 года) и Сильвестру Карлоне (начиная с 1646 года). С их участием были построены также обе колокольни костела Рождество Господне.

Аркадный этаж портиков возник позже при участии Килиана Игнаца Динценхофера в период 1746 1747 годов; здесь ощущается развитие стиля, проделанного архитектурой между половиной семнадцатого и восемнадцатого веков. Своды первого этажа портиковой галереи декорированы 47 символическими картинами-фресками на сюжет лоретанской литании, исполнявшейся поломническими процессиями.

Фрески были выполнены художником Антонином Феликсом Шеффлером в 1750 году. Художник прибегнул здесь к средствам, доходящим до натурализма, неприятно действующим в особенности там, где речь идет о выражении духовно-символической стороны мариинской легенды. В 1882 году живопись была не слишком бережно обновлена художником Анделом. Стены галереи первого этажа окаймлены алтарями с изображениями святых, покровителей и спасителей от различных человеческих недугов. Многие из этих картин, в особенности, на правой стороне от выхода, являются, якобы, портретными подобиями благодетельниц лоретанского места. Одна из них представлена в виде св. Елизаветы, вторая в виде Маргариты, побеждающей гидру. Цена картин является лишь документальной; они представляют собой образцы работ мелких неизвестных мастеров затухающего барокко.

Интерьер двора еще в XVIII веке был дополнен двумя фонтанами, работами пражского скульптора Яна Михала Брюдерле. Вправо от Святой хижины находится фонтан, украшенный скульптурной группой «Вознесение Девы Марии», влево — скульптурной группой «Воскресение Христа». Фонтаны были окончены и освящены 7 сентября 1740 года, уже после смерти скульптора Брюдерле. Заключительные работы на фонтанах по этой причине были поручены иному выдающемуся пражскому скульптору Рихарду Прахнеру. Скульптурная группа «Вознесение» в 1939 — 1940 годах была заменена копией, которую выполнил скульптор Войта Сухарда (оригинал находится в археологическом отделении пражского Национального музея).

Ян Дивиш, канд. ист. наук



Следующая страница: Пражская Лорета. Капеллы

      • Начало   • Стройки и строители   • Пражская Лорета   • Пражская Лорета. Святая хижина  

© Капитальное строительство, 2008-2017.
Архитектура, история, искусство. Интерьер и экстерьер.
Интернет-проект ТО Строй-Формула.

о проекте     контакты     карта сайта