Статистика капитального строительства
Стройки и строителиПокровская церковь Вытегорского погостаРостовский кремльХрам Христа СпасителяЗамок ТренчинПражская ЛоретаСтроительство Сент-Готтардского тоннеляЭйфелева башня - символ ПарижаТеатр на стеклянных колоннах
Экстерьер, фасад, ландшафт
Интерьер, декор, отделка
|
Строительство Сент-Готтардского тоннеля
Сент-Готтардский тоннель,
предназначенный для того, чтобы связать Италию со Швейцарией, было построен 29
февраля 1880 года. В те годы более длинного тоннеля (около пятнадцати
километров) в мире просто не было. Неудивительно, что об этом уникальном
событии газеты раструбили на каждом углу, а старушка Европа была просто
потрясена этим.
Идея и проект тоннеля
Идейным вдохновителем появления
Сент-Готтардского тоннеля является швейцарский банкир и политик Альфред Эшер.
Он здраво рассудил, что сквозной транзитный пути через перевал Сент-Готтард
лучше всего сделать в виде тоннеля.
К конкурсу по разработке проекта
тоннеля были допущены семь фирм, в результате которого договор на строительство
был подписан с одной фирмой, созданной в Женеве специально под это дело, а её
руководителем стал Луи Фавр. Что весьма удивительно, поскольку он был
инженером-самоучкой, а в конкурентах у него ходили опытные в деле тоннелестроения
итальянские специалисты. А объяснение такого выбора до банального просто – Фавр
сделал более выгодное с финансовой точки зрения предложение. Кроме того, он
обязался выполнить весь комплекс работ по прокладке тоннеля, начиная с его
пробивки и заканчивая официальным и торжественным открытием движения по нему,
всего-навсего за восемь лет. Но и это ещё не всё – за каждый день просрочки он
обязался платить из своего кармана. Первые полгода – по 5000 франков в день,
впоследствии – по 10000. Ясно, что организаторам такое предложение показалось
очень соблазнительным – мало кто верил, что это возможно, поэтому они могли
неплохо заработать.
Начало строительства тоннеля
Стройка тоннеля началась осенью
(а если точнее в сентябре) 1872 года. Причём работы одновременно стартовали и в
северном (швейцарском местечке Гёшенен), и в южном (итальянской деревеньке Айроло)
порталах. Задумка была очень проста – обе группы строителей должны были
двигаться навстречу друг другу и встретиться в определённом месте. Но здесь
таилась и основная сложность – малейшая неточность с любой из сторон привела бы
к тому, что всё пошло бы прахом. А ошибиться было очень легко, поскольку
приходилось преодолевать многочисленные горные породы, которые нередко были
заполнены полноводными и быстрыми горными реками. Кроме того, работать там было
чрезвычайно сложно, ведь температура в тоннеле доходила до 33°С, а позже и
вовсе до целых 40°С.
Трасса пробивалась динамитом,
применяющимся здесь в огромных количествах. Понятно, что вентиляция там была
плохая, и взрывчатыми газами тоннель был заполнен под завязку, что вызывало
серьёзные дыхательные заболевания, а также проблемы с глазами. В результате
рабочие смены пришлось сокращать до пяти часов. В этих условиях даже
трёхсменный график работы и современные мощные пневмомашины, выписанные из
Бельгии, не помогали, и по истечении года Фавр не смог пройти ни единого
километра назначенного пути. Это был самый настоящий провал – нужно было что-то
делать!
Пришлось постоянно увеличивать и
увеличивать количество задействованных в работах людей. Так на Севере трудилось
около 1300 человек, а на Юге, где и были основные проблемы, и того больше –
свыше 1600 человек. Как правило, это были бедняки из различных итальянских сельскохозяйственных
районов. На работу люди шли охотно, поскольку оплата за неё была обещана очень
хорошая. В частности, за полноценную восьмичасовую смену рабочие должны были
получать 3,90 франков.
Однако, как показала практика,
на руках у рабочих оставалось не более трети заявленной суммы, поскольку
остальное уходило на естественные надобности, а именно на питание и проживание.
Больше того, по условиям договора лампы для освещения и масло для них каждый
работников должен был оплачивать из своего кармана. А если учесть, что с них
вычитались деньги также и за рабочую одежду, а также за то, что они находятся
на территории Швейцарии при этом, то вообще становится удивительно, что у них
вообще что-то оставалось. Но и эта малая толика обещанного не полностью
выдавалась деньгами, часть выдавалась купонами, которые нужно было отоваривать
только в специальных магазинах, которые (что тоже интересно) принадлежали
компании, занимающейся строительством туннеля. То есть большая часть денег
крутилась внутри – очень интересный ход с экономической точки зрения.
Шахтёры, живущие и работающие в
таких нечеловеческих условиях, гибли в больших количествах, но никто этих
смертей не учитывал, что в июле 1875 года привело к массовому восстанию
рабочих, которые заблокировали вход в туннель, требуя увеличения оплаты труда
хотя бы на франк в день. Но церемониться с ними не стали, и вызванный отряд
полиции стал просто-напросто расстреливать толпу – так погибло ещё четыре
рабочих и ещё около двадцати были серьёзно ранены.
Другие трудности, связанные с
реализацией проекта
Описанное выше происшествие,
связанное с забастовкой рабочих, получило чрезвычайно широкую огласку, и
материалы, посвящённую этому событию, публиковались в прессе не раз. Акционеры
тоннеля (в роли которых выступали правительства Германии и Италии) назначили
две комиссии федерального уровня, на которых рассматривался данный неординарный
случай.
На этих слушаниях были вскрыты
все те жесточайшие условия, в которых жили и работали шахтёры. Грязные
заполненные под завязку помещения, зловонные масляные лампы, жуткий недостаток
чистой воды для питья и просто свежего воздуха – вот та реальность, с которой
они столкнулись! Люди спали на мешках с полусгнившей соломой, что приводило к
тому, что многие рабочие заболевали такими опасными болезнями, как диарея,
гельминтоз и тиф. А уж силикоз и вовсе стал обычным делом, поскольку гранитная
пыль висела в тоннеле постоянно.
В результате проведённых
слушаний и полной проверки была пересмотрена смета, которая очень сильно не
совпадала с расходами. Уже тогда было понятно, что потребуется минимум в
полтора раза больше денежных средств, чем предполагалось поначалу. Германия и
Италия отказались от этой дорогой игрушки, цена на акции проекта резко упали,
судьба Альфреда Эшера, ответственного за финансовую сторону вопроса, была
решена (он решением Федерального совета был отправлен в отставку), а у самого
проекта осталось не так много перспектив. Но ситуация была спасена следующим
образом – был принят специальный закон, согласно которому все швейцарские
кантоны, по которым проходила новая магистраль, должны были внести некоторую
сумму денег. Так были найдёны недостающие для строительства деньги!
Завершение строительства
тоннеля
19 июля 1879 года Луи Фавр в
возрасте 53 лет скончался. Случилось это следующим образом – при осмотре
объекта он почувствовал недомогание, от которого уже не смог оправиться и через
несколько минут умер от сердечной недостаточности. Он слишком сильно переживал
за исход мероприятия, поскольку боялся, что ошибся в расчётах и тоннели с Юга и
Севера не сойдутся. Но, как оказалось, зря переживал, чем себя и сгубил, не
дожив до окончания строительства совсем чуть-чуть.
И вот, как уже было сказано, 29
февраля 1880 года смычка тоннеля произошла. Точность расчётов потрясает –
отклонения составили всего 5 см в высоту и 33 см в ширину! Это говорит о том, что Луи Фавр, хоть и являлся самоучкой, но был инженером от Бога!
Ведь только такой человек мог так гениально сработать!
Подробная информация: Портал 29 февраля. Сент-готтардский тоннель
Следующая страница: Эйфелева башня - символ Парижа
|