Статистика капитального строительства
Стройки и строители
Экстерьер, фасад, ландшафтВозрождение: стиль эпохи, обращенной к человекуГостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади МосквыПриморский бульвар в ОдессеВоронцовский дворец (Дворец пионеров и школьников)Памятник Ришелье, русский ампир и бюст ГлушкоПотемкинская лестницаМорской вокзал, Дворец культуры моряков, гостиница «Одесса»Памятник Пушкину и старинная пушкаГородская думаПанно «Химия» в технике сграффитоПанно «Матери мира» в технике сграффитоШёнхольдер Хайде. Павшим героям
Интерьер, декор, отделка
|
Потемкинская лестница
Приморский бульвар в Одессе
Достопримечательностью бульвара является Потемкинская лестница. Она проектировалась как часть единого архитектурного ансамбля. В него вошли полукруглая площадь, образованная двумя упомянутыми уже зданиями, и памятник Ришелье. Архитектор А. И. Мельников, которому принадлежит идея сооружения лестницы, видел в ней связующее звено верхнего плато (бульвара) с портом. Проект этого парадного подъема был разработан архитектором Ф. К. Боффо.
Потемкинская лестница
Лестница строилась с 1837 по 1841 год. Ступени ее были сооружены из зелено-серого песчаника, доставленного в Одессу из Триеста. В 1933 году, как свидетельствует надпись на мраморной плите парапета, ее реконструировали. Песчаник был заменен розовато-серым гранитом.
Жители Одессы любят приводить сюда своих гостей, показывать лестницу с бульвара и улицы Суворова.
Интересно архитектурное решение лестницы. При взгляде сверху видны лишь ее площадки, а снизу одни ступеньки. Первоначально ступенек было 200 и спускались они почти к самой воде залива. Постепенно, еще в прошлом веке, несколько нижних ступеней ис= чезло под слоями камня, грунта и асфальта при создании искусственной насыпи, на которой вырос не только порт, но и улица Суворова.
Потемкинская лестница
Потемкинская лестница — удивительный памятник архитектуры. Она спроектирована и построена так, что, если смотреть на нее снизу, со стороны улицы Суворова, кажется намного грандиознее. Достигнут такой зрительный эффект благодаря разнице в ширине верхнего и нижнего маршей (соответственно 13,4 .и 21,6 метра). С обеих сторон лестница ограждена двухметровой ширины парапетами, представляющими собой гигантские ступени.
Потемкинская лестница, именовавшаяся прежде Гигантской, Бульварной, — историческая достопримечательность города. В ее новом названии запечатлена память о восстании черноморских моряков на легендарном броненосце «Потемкин». Она показана в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», обошедшем киноэкраны многих стран мира.
Броненосец «Потемкин»
В 1905 году Центральный Комитет социал-демократической организации Черноморского флота развернул подготовку восстания одновременно-на всех кораблях флота. Однако события предвосхитили этот план. 14 (27) июня 1905 года, не выдержав издевательств офицеров, восстала команда броненосца «Потемкин», находившегося в районе острова Тендра. Руководитель матросов большевик Г. Н. Вакуленчук попытался придать вооруженному восстанию организованный характер, возглавив его, но был смертельно ранен. Судовая комиссия, избранная для управления кораблем, решила вести броненосец в Одессу, чтобы там связаться с местной социал-демократической организацией, а также пополнить запасы продовольствия и топлива, похоронить Г. Н. Вакуленчука. В тот же день, в 23 часа, «Потемкин» бросил якорь на Одесском рейде.
На следующее утро жители города увидели корабль под красным флагом. Одесские рабочие с большим воодушевлением встретили приход революционного судна. Всеобщая стачка, охватившая многие предприятия, стала перерастать в вооруженное восстание. На улицах появились баррикады. Тысячи людей со всех концов города направились в порт. Шли группами и колоннами. В порту у палатки с телом Вакуленчука стихийно возникали митинги. Выступавшие призывали свергнуть самодержавие.
Когда казаки и полиция попытались разогнать народ, с «Потемкина» дали сигнал, что откроют огонь. Жандармы исчезли с улиц, городские власти были в полной растерянности. В Одессе возникла революционная ситуация. Вечером переодетые полицейские стали громить портовые склады, а затем подожгли их. Это дало повод для кровавой бойни, учиненной войсками. На зверства властей броненосец ответил залпами своих орудий. И тогда для подавления восстания на корабле была вызвана эскадра.
Изолированный от флота и от берега, не имея в достаточном количестве продовольствия, угля и пресной воды, броненосец «Потемкин» вечером 18 июня вынужден был покинуть Одесский залив. Через одиннадцать суток после начала восстания потемкинцы оставили свой корабль, сойдя на румынский берег в качестве политических эмигрантов.
Памятник потемкинцам на площади Потемкинцев
Восстание на броненосце оказало большое влияние на развитие революционных событий в России. В. И. Ленин так охарактеризовал это событие первой российской революции: «Царское правительство оказалось без флота. Самое большее, чего ему удалось пока добиться, это — удержать флот от активного перехода на сторону революции. А броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией революции». В 1965 году, к 60-летию восстания, на площади Потемкинцев был открыт памятник. Его авторы — скульптор В. А. Богданов, архитекторы М. М. Волков и Ю. С. Лапин.
Калугин Г. А., Станчев А. Г.
Следующая страница: Морской вокзал, Дворец культуры моряков, гостиница «Одесса»
|