Капитальное строительство
Капитальное строительство
Статистика строительства Стройки и строители Экстерьер, фасад, ландшафт Интерьер, декор, отделка

Статистика капитального строительства Стройки и строители Экстерьер, фасад, ландшафтВозрождение: стиль эпохи, обращенной к человекуГостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади МосквыПриморский бульвар в ОдессеПанно «Химия» в технике сграффитоПанно «Матери мира» в технике сграффитоШёнхольдер Хайде. Павшим героям Интерьер, декор, отделка

Возрождение: стиль эпохи, обращенной к человеку

Неширокие улицы древней Флоренции вобрали столько памятников архитектуры, что их хватило бы на несколько городов. Среди знаменитых построек, например, дворцы богатых семейств: палаццо Веккио, Строцци, Питти, Ручеллаи. При всей непохожести этих зданий в деталях у них много общего.

Кирпичная стена богато обработана пластической декорацией с элементами ордерной системы: горизонтальное членение фасадов, крупный развитой карниз, рустованная стена, относительно небольшие окна с массивными простенками. Облик этих домов-дворцов суров и неприступен.

Пройдя через массивные двери в здание, посетитель попадает во внутренний двор с небольшим изящным фонтаном. Сюда почти не доносится уличный шум, слышно лишь мелодичное журчание воды. Взору открывается совершенно неожиданная картина: ажурные арки с гладкими стенами поддерживают открытые во двор галереи, на которые выходят жилые и подсобные помещения. От суровой неприступности фасада не осталось и следа. Здесь можно не опасаться врагов и максимально раскрыть здание в пространство.

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре
Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре

... Над хитросплетением флорентийских улиц, над живописной застройкой словно парит огромный купол. Легкая стрельчатая форма, белые нервюры на фоне красной черепицы покрытия делают сооружение стройным, нарядным и запоминающимся. Что это за здание и чем оно примечательно?

Свыше пяти столетий венчает купол собор Санта Мария дель Фьоре, построенный ранее, в эпоху готики. Диаметр купола — 42 метра — равен куполу Пантеона в Древнем Риме. Однако флорентийский значительно выше римского и к тому же самый большой не только в Италии, но и в Европе. Создатель купола — выдающийся итальянский зодчий Ф. Брунеллески — изобретатель, художник, ученый-теоретик. Смелая и оригинальная конструкция не исчерпывает его достоинств. Господствующий над городом купол своими формами и размером вселял гордость в жителей Флоренции и отвечал прогрессивному мировоззрению молодой буржуазии. Столетие спустя великий Микеланджело, работая над куполом собора Святого Петра в Риме, сказал о творении Брунеллески: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею». Значение купола Брунеллески еще и в том, что его стилевые особенности, а также неразрывная связь архитектурного и конструктивного решения ознаменовали собой рождение архитектуры эпохи Возрождения.

Новый архитектурный стиль-ренессанс — свое название получил от французского Renaissance от renitre — возрождаться, вновь возникать. Термином «возрождение» в исторической науке и искусствоведении обозначается эпоха в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой к культуре нового времени.

Культура Возрождения носит светский характер, обращена к человеку, к античному наследию. Это как бы возрождение его. Однако культура Возрождения не просто возвращение к античности. Она ее развила и трансформировала по-новому, применительно к новым историческим условиям. Изобразительное искусство и архитектура Возрождения ранее всего сложились в Италии, где они получили наиболее сильное развитие и пластическую завершенность.

Особенности организации строительного дела в Италии делали мастера-зодчего полным хозяином своей постройки. Остальные мастера отдельных видов работ были в подчинении у архитектора. Стремясь подражать формам античности, архитектор тем не менее вкладывал в произведение личное понимание, фантазию на античную тему. Таким образом, каждый зодчий по-своему решал задачу «возрождения» античности. Вот почему творческая индивидуальность автора так отчетливо проявлялась в каждой постройке эпохи Возрождения.

В архитектуре Ренессанса в целом произошел отказ от каменной каркасной конструкции готики. Появилась новая конструктивная система, простая, экономичная достаточно гибкая и во многом облегчающая труд архитектора. Это кирпичная стена со сводами различных типов. В качестве перекрытий отчасти применяется дерево. Кирпичные конструкции облицовывают штукатуркой или камнем, в том числе и мрамором. При этом наружный облицовочный слой подчас приобретает самостоятельную декоративно-пластическую роль.

Рим. Собор Святого Петра
Рим. Собор Святого Петра.

В тесной застройке старого Рима два крыла мощной полукруглой в плане колоннады, словно две гигантские руки, раздвигают плотно стоящие здания, освобождая пространство для посетителя и приглашая его войти в главный храм Рима, Ватикана и всего католического мира — собор святого Петра. Оценивая это сооружение, историк искусства Вёльфлин писал, что «история могла бы без малейшего колебания ограничиться изучением одного этого памятника, так как на нем отразились все фазы развития стиля в течение целого столетия, начиная первым проектом Браманте (1506) и кончая сооружением Мадерны (1614)». К этому следует добавить, что окончательно ансамбль собора сформировала построенная еще через полстолетия перед его фасадом колоннада архитектора Л. Бернини. Каждый из мастеров — руководителей постройки собора святого Петра — решал задачу своеобразно, составляя при этом собственный проект. Если бы все замыслы зодчих были осуществлены, мир получил бы несколько прекрасных произведений архитектуры, не уступавших друг другу по грандиозности, но мало похожих одно на другое. Каждое из них имело свои достоинства и недостатки. Однако в любом случае оно являлось произведением выдающегося мастера.

А.Палладио. Вилла Ротонда
Виченца. А.Палладио. Вилла Ротонда. 1551-1567

Эпоха итальянского Возрождения подарила миру также и блестящие образцы загородных домов частных владельцев — вилл. Лишь в Венецианской провинции их около трех десятков. Одним из мастеров, обогативших мировое зодчество этими сооружениями, был А. Палладио. В его виллах ценна не только представительская сторона — красота здания тесно связана с его назначением. В трактовке классических мотивов античности Палладио далек от сухости и шаблона. Каждая его постройка отличается не только своим планом, но и характером архитектурных форм. Одна из вершин мастера — вилла Ротонда около города Виченца (Северная Италия). Отделив от здания служебные помещения, зодчий превратил его в логическое завершение холма (бельведер), рассчитанный на восприятие с дальних точек. Внутри квадратного в плане здания круглый зал, перекрытый куполом. Вилла открыта миру своими четырьмя портиками, к которым ведут величественные лестницы. Красота замысла, безупречная композиция, гармония всех элементов сооружения, эффектное использование статуй в строго предназначенных автором точках — все придает облику не очень крупного здания подлинную монументальность и царственное великолепие.

Архитектурный стиль Возрождения оказал большое влияние на европейское зодчество, где он получил развитие на национальной почве разных стран. Во Францию Ренессанс приходит с опозданием на столетие и появляется в начале XVI века. В Англию — на полтора столетия позже. В Нидерландах он задержался на весь XVI век. Один из прекрасных памятников эпохи в Испании — замок Эскориал.

Стилистика — внешние художественные признаки — архитектуры Возрождения оказала большое влияние на зодчество последующих эпох вплоть до начала ХХ столетия. Большой знаток и ценитель итальянской архитектуры советский академик И. Жолтовский использовал ее художественные приемы в ряде своих построек, в частности, в Москве. Это бывший особняк Тарасова на улице Алексея Толстого, здание Госбанка СССР на Неглинной улице, бывший жилой дом на проспекте Маркса.

Г. Искржицкий, кандидат архитектуры



Следующая страница: Гостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади Москвы

      • Начало   • Экстерьер, фасад, ландшафт   • Возрождение: стиль эпохи, обращенной к человеку  

© Капитальное строительство, 2008-2017.
Архитектура, история, искусство. Интерьер и экстерьер.
Интернет-проект ТО Строй-Формула.

о проекте     контакты     карта сайта