Капитальное строительство
Капитальное строительство
Статистика строительства Стройки и строители Экстерьер, фасад, ландшафт Интерьер, декор, отделка

Статистика капитального строительства Стройки и строители Экстерьер, фасад, ландшафтВозрождение: стиль эпохи, обращенной к человекуГостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади МосквыПриморский бульвар в ОдессеПанно «Химия» в технике сграффитоПанно «Матери мира» в технике сграффитоШёнхольдер Хайде. Павшим героям Интерьер, декор, отделка

Гостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади Москвы

Величественное здание гостиницы «Метрополь» с мозаичными панно наверху стало неотъемлемой частью центра столицы. Без него трудно представить архитектурный ансамбль Театральной площади. Москвичи ощутили это, когда в «Метрополе» начались реставрационные работы, и здание словно исчезло под сеткой строительных лесов, накрытое полиэтиленовой пленкой. Сейчас работы закончились, и обновленные фасады гостиницы вновь предстали перед взорами людей. История создания этого уникального памятника русской архитектуры начала века удивительна и отчасти созвучна истории самой Москвы.

После изгнания войск Наполеона Москва, почти полностью выгоревшая, начала восстанавливаться по специально разработанному плану. Особое значение придавалось застройке и расширению Петровской (позднее — Театральной) площади, которая с северо-запада примыкала к Китай-городу. Согласно замыслу архитектора О. И. Бове композиционным центром Петровской площади должно было стать здание Большого театра. В сопоставлении с ним относительно невысокими, в два этажа, задумывались корпуса с угловыми ризалитами (выступающими частями фасада) у въезда в Охотный ряд и на Лубянскую площадь. Проектируя эти четыре одинаковых здания в формах классицизма на длинных сторонах площади, Бове оставил незастроенным ее торец с юга и тем самым раскрыл площадь в сторону Китай-города.

Театральная площадь. Вид от Большого театра на Китай-город
Театральная площадь. Вид от Большого театра.
Слева - здание, принадлежавшее купцу Челдышеву («Метрополь»).
Гравюра, вторая половина XIX века

В 1826 году на северной половине площади был возведен Большой театр, по сторонам его здания, в которых сейчас размещаются Малый и Молодежный театр, а на южной половине — здание Сенатской типографии (на этом месте находится гостиница «Москва»). Участок на противоположной типографии стороне в течение ряда лет по разным причинам не застраивался. И лишь в 1834 году генерал-губернатор Москвы Д. Ф. Голицын предоставил московскому купцу П. И. Челышеву право построить на этом участке «для отвращения безобразия в самом центре красивое здание, такое, которое бы приносило пользу владельцу, и городу, и прочим обывателям».

Строительство, продолжавшееся около десяти лет, велось в соответствии с замыслом Бове, «дабы не сделать отступления от построенных на оной площади домов». В этом здании эпохи классицизма, получившем у москвичей название «челышевская крепость», была устроена гостиница. В ноябре 1897 года новый владелец «Челышей» купец М. А. Александров продал дом с гостиницей «Метрополь» и другими строениями при нем Санкт-Петербургскому обществу страхований, которое собиралось их перестроить.

К этому времени архитектурный ансамбль классицизма на северной половине площади уже подвергся значительным переделкам. Сама Москва превратилась в огромный капиталистический город с высокими зданиями банков, страховых обществ и доходных домов, предопределивших повышение городской застройки до трех-пяти этажей. Художественные формы новых сооружений стали близки зодчеству допетровского времени, примером тому служат здания Исторического музея или Верхних торговых рядов на Красной площади. Это было вызвано не только большим интересом к историческому наследию, но и растущим влиянием на строительную деятельность представителей торгово-промышленных кругов, вышедших из крестьянской среды.

К их числу относится известный промышленник и меценат С. И. Мамонтов. Не довольствуясь созданием частной оперы, он пытался выступать с различными культурными начинаниями, участвуя, например, в создании комплекса «Метрополь», где наряду с гостиницей предполагалось разместить новый театр.

О необычной для гостиницы планировке московская газета «Курьер» в середине 1898 года, то есть накануне строительства, писала:

«Как это говорили и ранее — местом для театра будет Театральная площадь, где теперь находится гостиница «Метрополь». Недавно в Москве образовалось из капиталистов домостроительное общество, устав которого уже выработан и послан в Петербург на утверждение. Во главе этого общества стали небезызвестные в Москве люди, как - С. И. Мамонтов, К. Д. Арцибушев и другие.

Первым предприятием, которое возьмет на себя это общество, будет вышеозначенная постройка. Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К. А. Коровин, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, а также инженер С. П. Чоколов и архитектор Л. Н. Кекушев.

По предполагаемому плану театр поместится внутри здания. Главный подъезд будет с Театральной площади, сцена отойдет к Третьяковскому проезду. Вдоль Китайской стены будет сделана улица. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно, это будет круглый зал (в диаметре 11 саж. ), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примыкает к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью, залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Для удобства публики все внутренние помещения, не исключая театра, гостиницы, ресторана и зимнего сада, будут иметь между собой непосредственное сообщение.

Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр «Венской оперы». В нем будет 6 ярусов. Что же касается гостиницы и ресторана, то они займут то же место, что и гостиница «Метрополь». Гостиница будет сделана по образцу американских, которые по комфорту превосходят европейские. Ресторан будет снабжен всевозможными усовершенствованиями.»

Двухэтажные корпуса на южной половине площади, предназначенные для гостиниц «Метрополь» и «Континенталь», начали перестраивать почти одновременно. С одним из первых вариантов проекта здания «Метрополь» выступил Л. Н. Кекушев, получивший известность своими постройками в формах модерна. Эскизный проект шестиэтажной гостиницы был опубликован в журнале «Зодчий». С точки зрения художественных форм, стилистическое решение фасада было не только чуждым классическому ансамблю площади, но и противостояло эстетическим воззрениям нового направления в искусстве.

Проведение конкурса в 1899 году «На составление проекта фасадов для перестройки первоклассной гостиницы в г. Москве, на углу Театральной площади и Театрального проезда» явилось переломным моментом в стилистических исканиях, ознаменовавших поворот к художественно-образной стороне архитектурного ансамбля. Этого нового направления в искусстве придерживался В. Ф. Валькот, который в возрасте 25 лет получил право, после окончания конкурсного показа проектов в Москве, участвовать вместе с Л. Н. Кекушевым в строительстве огромного комплекса «Метрополь».

Творческая деятельность Валькота началась в 1897 году, когда он приехал в Москву, получив художественное и профессиональное образование сначала в Париже, а затем в Петербурге, где занимался в училище Академии художеств у профессора Л. Н. Бенуа. Круг интересов Валькота был достаточно широким. Помимо творческих работ, он привлек к себе внимание тонкой графикой, изяществом рисунков построек в «новом стиле», опубликованных в различных изданиях. Вместе с группой видных деятелей искусства он пытался в 1902 году учредить новое «Архитектурно-художественное общество» — объединение зодчих, преследующих в этой отрасли искусства исключительно художественные цели. Именно «художественной цели» хотел достигнуть Валькот, приступая к созданию фасадов «Метрополя».

В.Валькот. Конкурсный проект фасада гостиницы «Метрополь» со стороны Театральной площади
В.Валькот. Конкурсный проект фасада гостиницы «Метрополь» со стороны Театральной площади. 1899 год.


Во время работы молодой архитектор тщательно изучал исторические ансамбли и их архитектурные формы не только в Москве, но и в Ростове, Суздале, Ярославле. Один из последних вариантов фасада был значительно изменен по сравнению с конкурсным проектом. В отличие от асимметричной композиции первоначального проекта новый фасад здания имел два угловых ризалита со стороны Театрального проезда и Китай-города, то есть был симметричным.

Причудливые башенки и волнообразные по очертанию тимпаны с пинаклями (часть фасада, ограниченная карнизами и шпилеобразными формами) давали возможность установить зрительную связь между вертикальными завершениями здания и живописным силуэтом застройки Китай-города и Третьяковского проезда.

Особое значение для образного решения фасадов имело применение насыщенной полифонии цвета, которая вызывала представление о яркой красочности старинных русских монастырей и соборов. Плоскость фасада Валькот задумал разделить поясами балконов на три разные по цвету части: от более темного первого этажа к легкой, почти невесомой и сливающейся с небом верхней части.

Используя новые отделочные материалы, в том числе цветную штукатурку и обливной кирпич, керамику и красный гранит в необычном сочетании с декоративными украшениями, скульптурным фризом Н. А. Андреева «Времена года», живописными панно из майолики А. Я. Головина и темной решеткой балконов, Валькот пытался добиться сильного художествённого эффекта.

Гостиница «Метрополь». 1960-е годы
М.Врубель. Принцесса Греза. Эскиз панно для Нижегородской выставки.
Акварель, карандаш. 1896.
Государственный Русский музей


Отмечая необычайно широкое применение живописных панно, в том числе созданного Врубелем панно «Принцесса Греза», при отделке фасада, журнал «Архитектурные мотивы» летом 1901 года писал, что «архитекторы, строящие «Метрополь», применяют украшения из майолики. Сейчас, начиная от Третьяковского проезда, установлены уже следующие картины из майолики: «Жажда», «Поклонение природе», «Орфей», «Зависть», «Полдень» и «Поклонение старине». Все эти изображения выполнены по эскизам художника Головина, самое же исполнение принадлежит художественной мастерской С. И. Мамонтова».

Очевидно, эти панно, как и пластически сложные рельефы Андреева, должны были превратить верхнюю часть здания в своеобразную театральную декорацию, имевшую самостоятельное значение по сравнению с нижними этажами. Тем самым соотношение между зрительно облегченными верхними этажами и более массивными нижними в сочетании с общей высотой позволяло установить двойной масштаб фасадов гостиницы, соотнесенный с застройкой площади.

В изысканности линий и выразительности скульптурных форм горельефа фриза, проникнутых своеобразным настроением и символикой, нашли отражение концепции нового художественного направления в искусстве. Его придерживался 28-летний Андреев, возвратившийся из Парижа, где он работал в мастерской Родена. Позднее им были созданы в Москве известные памятники Н. Гоголю, Ж. Дантону, А. Островскому, А. Герцену, Н. Огареву.

Однако строительство «Метрополя» столкнулось с огромными трудностями, прерывалось из-за возрастающей стоимости работ или отсутствия чертежей. К середине 1901 года почти законченная постройка была приостановлена вследствие несостоятельности домостроительного общества. Еще ранее С. И. Мамонтов был разорен. Из-за недостатка средств пришлось отказаться от сооружения театра, а затем и концертного зала, а также от устройства на плоской кровле ресторана. Но более тяжелыми оказались для здания последствия пожара 1901 года, который нанес непоправимый ущерб интерьерам, выполненным по проектам И. Жолтовского, а также фасаду здания, от которого остался лишь остов. «Метрополь» восстановили к 1906 году, существенно изменив его интерьеры, и менее значительно — фасады. В реконструкции приняли участие многие инженеры, архитекторы и художники этого времени.

Несмотря на переделки, осуществленные после пожара, в художественном образе здания можно было ощутить романтизм архитектуры прошлых веков и живописность декоративного искусства нового времени, свойственные наиболее значительным произведениям модерна начала ХХ века, как, например, зданию Ярославского вокзала. Но если в нем архитектор Шехтель пытался выразить идею парадного въезда в столицу, то Валькот стремился подчеркнуть праздничное оформление «Метрополя», который находился на центральной площади города.

С завершением строительства «Метрополя» Театральная площадь превратилась в признанный центр культурной и общественной жизни Москвы. В «Метрополе» устраивались благотворительные концерты, танцевальные вечера и художественные выставки, показывались кинофильмы и читались популярные лекции для населения. Об этом времени напоминали изящные интерьеры, сохранявшие память об известных писателях, поэтах, художниках, так же, как и о политических и общественных деятелях, выступавших здесь после революции на съездах и конференциях.

Гостиница «Метрополь». 1960-е годы
Гостиница «Метрополь». 1960-е годы


Гостиница «Метрополь» после реставрации. 1990 год
Гостиница «Метрополь» после реставрации. 1990 год


Гостиница «Метрополь» в новом тысячелетии
Гостиница «Метрополь» в новом тысячелетии

Естественно было ожидать, что с началом реставрационных работ удастся восстановить первоначальную художественную отделку интерьеров и фасадов здания и даже обнаружить еще не раскрытые художественные росписи стен и потолков. Однако сейчас «Метрополь» перестроен с помощью иностранных фирм в элитарный отель для зарубежных туристов, что привело к его изоляции от современной общественной жизни столицы. «Модернизация» и новые переделки значительно изменили художественные решения интерьеров и фасадов, а в ряде случаев обусловили утрату ценных фрагментов и деталей здания.

Л. Рапутов, кандидат архитектуры



Следующая страница: Приморский бульвар в Одессе

      • Начало   • Экстерьер, фасад, ландшафт   • Гостиница «Метрополь» в ансамбле Театральной площади Москвы  

© Капитальное строительство, 2008-2017.
Архитектура, история, искусство. Интерьер и экстерьер.
Интернет-проект ТО Строй-Формула.

о проекте     контакты     карта сайта